пʼятницю, 1 травня 2009 р.

Не те уже Сорочинцы


Реклама Николая Гоголя до сих пор работает: веками едут со всех сторон повидать прославленную классиком Сорочинскую ярмарку. По традиции проходит она в жаркий период лета - в августе на богатой землей и добрыми людьми Полтавщине.
Как гласит народная мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». А посмотреть есть на что. За день до закрытия Сорочинской ярмарки интерес к ней не убывал. Волами, коровами, лошадьми, правда, не ехали, да и речки селянских возов, как раньше, не было, но машин и автобусов было предостаточно. Съезжались со всей Украины. Чем раньше приедешь, тем больше шанс рассмотреть товар лицом, не толкаясь.

Накрытые соломой лавки заполнены сувенирами из дерева, кожи, камня, гончарными изделиями, картинами, вышитыми рубашками, скатертями, бусами – всем тем, что напоминает об украинском таланте и несет украинский колорит. Ручная работа пользуется спросом. Хитом сезона стали вышиванки и соломенные ковбойские шляпы. Их покупали от малого до великого и гуляли в обновках. Товары можно потрогать, повертеть в руках, примерить понравившиеся – праздник для взрослых и детей.


В парадной части ярмарки можно увидеть кузнеца, который кует железо, небольшую мельницу и сцену с театрализованными действиями. Звучали украинские песни в исполнении хоров. Объявлялись конкурсы и дальнейшие программы. Юмор, реклама, гоголевские герои – все смешалось в Сорочинцах.

Сельскохозайственный отдел не пустует. Там предприятия демонстрируют породистых коров, свиней, овец и прочую живность. Никто не мукает, не мекает, не игигикает, как в «Ярмарке» Остапа Вишни. Животные ухоженные, откормленные лежат в стойлах и тихо представляют свои племзаводы.
На Сорочинской ярмарке не только торговать, покупать, но и хорошенько отдохнуть можно. Целый сектор занят каруселями и аттракционами. Желающих прокатиться на пластмассовом лебеде хоть отбавляй.
Продовольственной части ярмарки, где толпились бы селяне с товарами, почему-то нет. То ли продукты на Полтавщине перевелись, то ли селянам нечего продавать…Всего пару предприятий выставили свои лотки с пирожками, мясом и сладостями. Были и арбузы, и дыни, и виноград.
А вот чего было много, так это водочных торговых марок. Рекламировали их с песнями, плясками, раздачей шариков. Тут же за столиками можно пригубить пару чарочек и закусить. Ресторация пользуется спросом. Ароматный дымок разносится по ярмарке, нагоняет аппетит.


Сорочинская ярмарка – это своеобразное народное гуляние, а также место продажи товаров, сделанных, приготовленных, выращенных в первую очередь украинцами. Об этом забываешь, когда оказываешься в секторе – вещевой рынок. Вот где разрушается литературный образ Сорочинской ярмарки. И появляется образ рынка киевской Троещины, полной кустарного производства одежды, обуви, забитой китайскими и турецкими товарами низкого качества. На ярмарке лотки с новой одеждой перемежевываются с лотками подержанной (secondhand). Товар одиноких украинских предприятий заставляет желать лучшего. Увиденное создает впечатление убогости и отсутствия в Украине отечественного производства, товаров легкой промышленности, обуви. Не знаю, известно ли китайцам о Сорочинской ярмарке, но они были бы счастливы увидеть, что только их товары представлены в вещевом отделе всеукраинской ярмарки.


К обеду народу собралось на Сорочинской ярмарке столько, что не было, где и яблоку упасть. Солнце печет. Желающих что-то купить хоть отбавляй - спрос велик, а вот предложений почему-то недостаточно. Возвращаешься домой, любуешься полями подсолнухов за окном и возникает чувство, что ожидания увидеть прославленную Сорочинскую ярмарку не оправдалось. Столкнулась поэзия с реальностью. И вместо чудо-ярмарки, куда мечтали поехать молодые люди, где веселье через край, товары хорошие, предстает, хоть и колоритно украшенная, но похожая на многие выставки территория. О настоящей же Сорочинской ярмарке теперь можно прочитать только в литературе.




«4 Travelleague»

Немає коментарів:

Дописати коментар